1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Уход за детьми-левшами

Левшество, в отличие от леворукости, — это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то, какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек. Абсолютных левшей, у которых ведущие все парные органы левой стороны тела, очень мало. Чаще преимущественное владение левой рукой сочетается с преимущественным владением левой ногой, но правым глазом и правым ухом.

Физическое развитие

Среди детей-левшей желательно выделять «наследственных» и «компенсаторных». Если у ребенка не было осложнений в психомоторном раннем развитии, а в семье (даже среди дальних родственников) есть левши, то говорят о наследственной природе леворукости. Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих ровесников.

В случаях, когда в семье не было левшей, а в истории развития ребенка отмечались нарушения здоровья вследствие (преимущественно) осложненных родов у матери (травматизация плода), то у него можно предполагать компенсаторный характер леворукости. Такие дети чаще всего требуют повышенного внимания родителей, при этом не из-за леворукости, а ввиду первичных нарушений нервной системы, в связи с чем у этих детей отмечают повышенную возбудимость, трудности с концентрацией внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих соответствующие факторы риска в раз-витии.

Возраст,  когда можно определить, что ребенок - левша

Начиная с 4—5 месяцев жизни и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения в предпочтениях руки (берет игрушки и различные предметы то правой рукой, то левой). С 2 до 4 лет руки ребенка практически равноценны и одинаково активны, причем, большая часть действий совершается обеими руками. И только с 3—4,5 года формируется стойкое предпочтение одной из них. В этом возрасте можно более внимательно понаблюдать за особенностями предпочтения рук ребенком: как складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет, что одна рука осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие леворуких детей ничем не отличается от развития праворуких. Рекомендации и упражнения по формированию различных навыков и нервно-психическому развитию более активно проводятся у всех детей с нарушениями функций нервной системы. Однако преобладание левой руки у детей в возрасте старше 3—4 лет создает некоторые проблемы в их социальной адаптации — возрастает риск травматизации. Ведь все бытовые товары, начиная от самых простых и заканчивая разными сложными устройствами (например, пульт от телевизора и управляемая игрушка), рассчитаны на правшей.

Рекомендации по развитию и воспитанию

При общении с ребенком-левшой не нужно подчеркивать его особенность и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть.

При воспитании и обучении ребенка-левши нужно развивать в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, активное отношение к жизни, а также способность правильно ориентироваться в пространстве.

Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья. Наиболее частым негативным последствием переучивания является невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами или замечаниями со стороны воспитателей и родителей.

 

Главный редактор: Ирина Зубова.
Разработка сайта: Сергей Смирнов
Яндекс.Метрика